Всё, что Вы хотели знать (или даже больше) - о телевизорах...
(авторский текст М. Большова - для журнала Би-Лайн)




Ну что? Озаботились покупкой телевизора? И не знаете, как сделать свой выбор осознанно и обстоятельно? В таком случае эта статья для Вас. Давайте попробуем разобраться во всех, возникающих при этом, практических вопросах. Для начала, обратимся немного к истории. Вероятно, у многих может вызвать удивление тот факт, что в этом году современная цивилизация празднует 80-летие с момента начала выпуска первых телеприёмников (США, автор патента – российский эмигрант В. Зворыкин), а не далее, как через три года телевизор, т.е. сама идея движущейся электронной картинки, отметит свой 100-летний юбилей, с момента зарождения в Санкт-Петербургском технологическом институте. Кроме того, примерно в это же время, Россия планирует переход на цифровое вещание, так что стоит подумать и о том, что бы через несколько лет не столкнуться с необходимостью снова менять аппарат. А что же ещё произошло за эти 100 лет?

Количество составляющих элементов изображения, примерно, удесятерилось; как и в кино – телеизображение стал сопровождать звук; чёткость, яркость, цветность и способность к передаче движения на экране улучшились в несколько раз, достигнув некоего стабильного стандартного уровня, который принято теперь называть DVB (цифровой PAL). Однако, всё это ещё далеко от совершенства. И даже долгожданный формат HDTV, соответствующей идее Телевидения Высокой Чёткости, имеющей уже 20-летнюю историю, не решает всех вопросов идеально-качественного воспроизведения теле-транслируемого движущегося изображения. Слишком уж изощрённым инструментом (я имею ввиду человеческий глаз) наделила нас природа. Сейчас на рынке существует около 500 моделей крупных производителей, не считая Китая. Каждая 10-ая модель стандарта HDTV. Как же выбрать аппарат по душе из этого огромного множества предложений?

Задумаемся, какую цель мы преследуем, покупая телевизор? И какие задачи мы хотим при этом решить? Если, конечно, во главу угла не ставить моду на те или иные бренды, главной целью можно было бы назвать – приобретение устройства, наиболее полно и качественно выполняющего свою первичную функцию – способность доставлять нам визуальное удовольствие, поскольку телевизор – это окно в мир. И важно получить, при этом, в своё распоряжение актуальный, наименее медленно устаревающий многофункциональный прибор, защитив, при этом, в наиболее возможной степени своё здоровье от любых вредных воздействий, и в итоге не превысить хотя бы двойной, от заложенного на данную покупку, бюджет. Возможно ли это? Давайте попробуем разобраться.

Итак, и кино и видеоизображение – это окно в мир грёз, в мир, которого на самом деле нет в нашем помещении, в том месте, где установлен теле-аппарат. И желательно, чтобы это окно действительно погружало нас в некий мир. Давайте подумаем, что же для этого нужно? Может оказаться, что простое обладание случайно выбранным огромным и известным аппаратом, конкретно для вас, в вашей ситуации и не будет лучшим решением. Хотя, пожалуй, такой ход мысли можно считать вполне обоснованным – размер имеет значение, и при том, в большинстве случаев, вполне положительное. Однако, чтобы правильно выбрать телевизор, необходимо определиться с конкретной функцией, которую он будет выполнять; определить часть своего бюджета, с которой не жалко расстаться при его покупке, имея при этом ввиду, что узнав о телевизорах больше, вам и потратить захочется больше; и уж точно чего не следует делать – так это экономить на своём физическом и психическом здоровье.



Сразу оговоримся, что мы будем обсуждать 5 типов устройств, позволяющих воспроизводить телевизионную картинку:

I.               ЭЛТ-телевизор (или CRT-телевизор) – Электронно-лучевая трубка (Cathode Ray Tube). В быту эти телевизоры мы привыкли называть обычными или кинескопными. Это самые классические недорогие телевизоры, имеющие при этом достаточно яркий экран, постепенно, но довольно медленно выгорающий. Основной недостаток – почти кубическая форма, занимающая значительное место, при том, что такие телевизоры не выпускаются с размером экрана по диагонали более 90 см. Кстати надо помнить, что видимый размер экрана у ЭЛТ-телевизора на 2–4 см (1–1.5 дюйма) меньше, чем заявляют производители, поскольку они указывают внешний размер колбы кинескопа, а не его видимой части. Глубина 90-сантиметрового телевизора будет не менее 60 см.

II.             ЖК-телевизор (он же – LCD, он же – TFT) – Жидко-кристаллический (Liquid Crystal Display или Thin-Film Transistor). В быту их мы называем тонкие или плоские. Хотя последнее нельзя назвать удачным определением, поскольку плоским может быть и ЭЛТ-экран, в том смысле, что у него будет идеально плоская поверхность экрана, но при этом, он не станет компактным. Диагональ ЖК – до 180 см. Главный недостаток – зависимость яркости и цветности от угла обзора. Главные достоинства, помимо очень экономичного веса и размера – чёткость изображения, неизменно идеальная геометрия картинки и, что очень важно отсутствие всех вредных воздействий: нет угнетающей зрение развёртки, нет высокочастотного электромагнитного излучения.

III.        Плазменная панель (он же – PDP – Plasma Display Panel). Это новый тип экрана, довольно дорогой, и не слишком долговечный. Но, если разобраться и оценить по достоинству все его преимущества – он стоит своих денег. Диагональ – до 270 см. Так же, как и ЖК – тонкий и не имеет вредной для глаз развёртки, при этом более динамичный и яркий чем ЖК, и, что ещё более важно, яркость от угла просмотра не зависит в принципе. В отличие от ЖК, плазма со временем выгорает, и даже быстрее чем ЭЛТ. Ещё из недостатков можно отметить высокое энергопотребление, заметную теплоотдачу, и как следствие – небольшой шум системы охлаждения. Обратите внимание, плазменные панели в большинстве своём продаются без встроенного TV-тюнера и звуковых колонок, обладая при этом достойно малым весом, но любой мало-мальски опытный продавец Вам обязательно порекомендует необходимое оборудование. Ну, либо же Вы сами, на свой вкус подоберёте звуковую систему и тюнер.

IV.       Проекторы или видеопроекторы. Устройства – на подобие фильмоскопа, прикрепляемые к потолку или штативу. Изображение на экране имеет проекционную природу. Различают два подвида проекторов: DLP и LCD. Проекторы DLP-типа дают намного более чистую и контрастную картинку, однако обладают двумя недостатками: небольшой шум при работе и более значительный (снова эффект развёртки) вред для зрения, чем у LCD-проекторов. Диагональ экрана у дорогих профессиональных проекторов достигает 10–20 м. В широком потребительском секторе можно легко найти проекторы с документированной яркостью до 5 м по диагонали экрана.

V.            Проекционные телевизоры – раз и навсегда смонтированный в единый монолитный стационарный блок проектор и экран. Может быть удобным из-за несоизмеримо меньшего числа сложностей в своём обслуживании, чем обычный проектор. Однако, используя проекционный телевизор, нельзя произвольно выбирать экран и его размер, как мы делаем это при использовании проектора. Надо добавить, что в проекционных телевизорах, помимо DLP и LCD-проекторв, устанавливают и обычную ЭЛТ-трубку, экран которой мы видим в увеличенном виде через систему внутренних зеркал. Диагональ проекционных аппаратов, как и у плазмы – до 270 см.

Для начала, нужно осознать, что телевизор, как и киноэкран, неизбежно обладает некоторыми недостатками, по сравнению с картиной реальной жизни:

1) Во-первых – изображение плоское. Объём, который воспринимает наше зрение, формирует воздушно-пространственная перспектива, заложенная в картинку. А для любой геометрической перспективы существует лишь одна единственная точка в пространстве, в которой исходная, 3-мерная сцена может быть восстановлена правильно. Точка, в которую подсознательно стремится голова зрителя для максимального сопереживания искусственной картине. И об этом мы поговорим чуть позже отдельно. Поэтому очень важно заранее определиться с местом для зрителей и местом установки телеэкрана, ну и, разумеется, с его размером и формой. Неплоский экран я бы советовал оставить в XX-ом веке, так что, говоря о форме, будем дальше иметь ввиду соотношение сторон экрана телевизора. Кроме того, за чистоту и остроту передачи тонкой воздушной перспективы отвечает главное средство отображения – яркостно-контрастностные характеристики экрана. Об этом читайте в следующем пункте.

2) Второе – диапазон световых отношений или контрастность – отношение максимального предела яркости к самым тёмным участкам экрана, к уровню чёрного. Этот диапазон (20–45дБ) намного ниже, чем в реальной жизни (до 100дБ), даже у самых дорогих телевизоров. Как же решать этот вопрос? Искать компромисс между финансовыми затратами и максимально достигаемой за их счёт контрастности и яркости. Кроме того, может быть полезно наличие в аппарате сенсорной яркости, что бы экран умел становиться более ярким в те моменты, когда в окно заглядывает бесконечно яркое весеннее или летнее солнце. Чтобы сориентироваться в том, что означают эти цифры, можно добавить, что: 10–15дБ – это яркостный диапазон старых советских телевизоров, а 30–40дБ – диапазон самых дорогих современных, в том числе и отечественных, моделей (речь о плазме). Так же обратите внимание, что 30 дБ – соответствует отношению яркостей 1000:1. Кроме того, сам по себе так же важен и уровень чёрного. Было бы досадно увидеть на своём экране, серо-светящимися – лацканы, изначально чёрного концертного фрака. Так что обратите внимание и на параметр уровня чёрного, измеряемого в канделах на метр квадратный, его значение не должно превышать одной Кд/м2.

3) Третье - искусственное изображение состоит из пикселей (сеточки), размеры которых таковы, что глаз в состоянии различать их на расстоянии, с которого картинка занимает приемлемую часть нашего зрения; а с расстояния, на котором мы перестаём видеть размеры пикселей, сама картинка становиться настолько маленькой, что уже не воспринимается так натурально, как задумывалась. Это касается не только телевизионной картинки, но так же и DVD и цифрового спутникового вещания. Хотя, последних, уже в меньшей степени, поскольку они могут иметь более высокое разрешение формата HDTV. Так что же нам делать? Выбирать телеприемник с повышенной разрешающей способностью, т.е. HDTV-стандарта, или хотя бы с чёткой передачей формирующих изображение пикселей, поскольку мутное изображение более вредно для зрения, нежели чем сетчатое, но чёткое.





Что из всего этого следует?
Вопреки распространённому мнению, о том, что обычный 21"дюймовый (54 см) телевизор не следует смотреть с расстояния меньше 3 метров, надо отметить, что большая часть телевизионной картинки устроена таким образом, что идеальная передача перспективы человеческому глазу происходит примерно с диагонального расстояния экрана. Это обусловлено устройством 80% «нормальных» объективов, которыми снимаются и кино-сцены и новости и ситкомы. Исключения составляют: спорт, концерты, выставки и другие массовые мероприятия, где условия съёмки не позволяют использовать «нормальные» объективы. Именно поэтому, нам так часто приходится буквально за шиворот оттаскивать своих неуёмных чад из метровой зоны даже 32"дюймовых (82 см) телеприёмников – детей-то не проведёшь.
Однако, надо учитывать и тот, уже упоминавшийся, факт, что у телевизора достаточно крупный размер пикселей – почти десятикратно больший, чем это необходимо для здорового человека средних лет. Т.е. было бы совсем неплохо, если бы разрешение телевизора увеличилось, и по горизонтали и по вертикали – примерно в 10 раз, хотя это касается в основном зоны, в которую направлен наш взгляд. Более-менее сносное изображение мы увидели бы уже при трёхкратном увеличении разрешения, т.е. при трёхкратном сокращении элементов матрицы. Это касается и мониторов, на которые, надо сказать мы смотрим как раз с диагонального расстояния. Отсюда компромиссный вывод для текущей ситуации: пока телеприёмники сверх-высокой чёткости ещё не начали производить для массового потребления – телевизор нужно смотреть с двойного диагонального расстояния. Кстати, надо отметить, что телевизоры просто-высокой чёткости (ТВЧ) уже существуют и реализуют стандарт HDTV - High Definition TV с линейным удвоением числа элементов. Такие аппараты уже можно смотреть и с диагонального расстояния в случае просмотра HDTV программ или фильмов, хотя пиксели всё ещё будут слегка заметны.
Учитывая сказанное, получается, что для крупной комнаты, где от зрителя до экрана около 5 метров, было бы приемлемо установить проектор с документированной яркостью до 100"дюймов (2,6 м) по диагонали. А для небольшой спальни, где от глаз зрителя до экрана телевизора, скажем, 2 метра – вполне стоит задуматься о покупке телевизора с метровой диагональю, т.е. 40"дюймов. Иные амбразурные варианты, вроде 17", актуальны, разве что в автомобиле. Если вы действительно, хотите погрузится в атмосферу фильма при просмотре его на своём телевизоре, экран с диагональю в половину расстояния до зрителя – необходим. Теперь, обратим ещё своё внимание на то, что существует два различных формата экрана: обычный 3:4 – к которому мы все привыкли за последние 50 лет и широкоэкранный – 9:16.
Давайте подумаем, когда нам нужен широкий формат, а когда обычный? Широкий, в основном, используется только для широкоэкранных фильмов (некоторые спутниковые каналы таким образом передают и новости, но их пока меньшинство), а обычный – для новостей, ток-шоу и т.п. Для большинства людей, полноэкранный кадр при просмотре кино намного важнее, чем при просмотре новостей, поэтому я бы советовал обратить своё внимание на формат – 9:16. К тому же, если Вы будете брать телевизор с мультиканальным режимом, то формат 9:16, будет очень полезен. Так как при просмотре новостей или других передач в стандартном формате, оставшуюся справа чёрную вертикальную полосу можно будет занять отображением трёх дополнительных каналов меньшего размера и без звука технология – PiP\PaP. Ну а при просмотре фильмов дополнительных каналов видно не будет, чего собственно и не требуется. Но главное, что все новые цифровые стандарты, в том числе HDTV изначально созданы широкоэкранными, т.е. 9:16. Поэтому, без возражений - берём именно широкоэкранник, если через 3 года не хотим остаться с носом.
Однако, если вы хотите получить удовольствие от просмотра и сохранить себе здоровье, очень желательно обратить своё внимание на современные типы экранов, поскольку смотреть ЭЛТ с метровой диагональю с расстояния в 2 метра может оказаться достаточно нездоровой затеей из-за 50-герцовой развёртки. Хотя, можно конечно присмотреть 100-герцовые ЭЛТ-телевизоры. Вреда для зрения от них не больше, чем от хорошего профессионального ЭЛТ-монитора, но всё же – он есть, в отличие от ЖК-телевизоров. Но, у ЖК-телевизоров есть свои недостатки, которые проявляются как раз на малых расстояниях или при нестандартных углах обзора – я говорю, о всем известной зависимости цветопередачи от угла зрения. Во-вторых, ЖК-телевизорам свойственна некоторая инертность, так что наш «плюс», от отсутствия развёртки, выходит боком на быстрых сценах, когда ЖК-экран не успевает быстро обновится за короткое время. Но надо иметь ввиду, что это свойство не столько самой матрицы ЖК-телевизора, сколько обслуживающего её процессора. Модели подороже в наименьшей степени страдают от этих недостатков.
А вот ЭЛТ-телевизоры и плазменные панели недостатками яркости и инертности не обладают совсем. Плазменные панели, при этом, так же как и ЖК не имеют вредной для зрения развёртки. Проблема плазменных панелей в очень быстром выгорании (в разы быстрее чем ЭЛТ). После чего их экран подлежит замене, либо просто покупается новая панель. При этом их стоимость и стоимость ремонта – значительно выше и ЭЛТ и ЖК. Но, если финансовый вопрос не является определяющим, то от плазменной панели можно вполне получить удовольствие на период от года до 5 лет, в зависимости от интенсивности её использования. Нет, панель не погаснет неожиданно в один прекрасный день, просто через определённый промежуток времени уменьшение её яркости достигнет половинного от начального уровня.




Так же, помимо, описанных выше параметров экрана, есть ещё некоторые важные моменты, которые определяют качество аппарата, и которые могут быть дополнительными критериями при его выборе:

A) Формат принимаемого сигнала может быть либо только аналоговым, либо и аналоговым и цифровым. Многообразие аналоговых форматов сводится к трём возможным вариантам, о которых многие из Вас, наверняка, не раз уже слышали, а именно: SECAM, PAL и NTSC. В России, и почти на всей территории бывшего СССР, практически все телекомпании вещают в формате SECAM, хотя изредка местные региональные станции передают и PAL-сигнал. А вот почти вся Европа (кроме Франции), включая Украину и Прибалтику, а так же Арабский мир и Китай вещают в формате PAL; к тому же, многие видеоматериалы (какой-нибудь семейный праздник на Кипре) к Вам могут поступить в формате PAL. Так что, поддержка PAL-сигнала в вашем приёмнике может быть совсем не бесполезной. Третий формат - США, Южная Корея и Япония вещают, в пределах своих территорий, в формате NTSC, что наводит нас на два важных соображения: во-первых, в Дальне-Восточном федеральном округе может быть полезно наличие в телевизоре возможности принимать NTSC-сигнал; и второе, было бы крайне опрометчиво покупать в странах NTSC-вещателей неадаптированные телеприёмники. Цифровой формат фактически сводится к поддержке телевизором цифрового видео-формата Mpeg2, однако сейчас в мире широко используется три различных реализации этого формата, а именно: DVB, ATSC и iSDB, наличие которых очень желательно, при выборе телевизора с цифровым ресивером. DVB – Европейские и Российские цифровые каналы, ATSC – американские и корейские, iSDB – японские. А вот у китайцев свой, закрытый цифровой телеформат, так что ни они наших, ни мы их цифровых телеканалов смотреть не можем. Тоже самое касается и их легальных видео-дисков.

B) Потребление. Кроме удовольствия, которое нам доставляет телевизор, он неизбежно будет являться и потребителем. Помимо, конечно же, время- и энергопотребления, аппарат будет потреблять так же ещё и ваше жизненное пространство (а иногда это существенно, например в автомобиле, где так же важен ещё и вес) и кроме того он может потреблять вашу тишину, даже при полностью убранном звуке. Хотя последнее касается в основном больших плазменных панелей и дорогих DLP-проекторов, которые характерны сопутствующим своей работе шумом. И ещё, очень важно, что бы телевизор был безопасным для зрения. Как уже упоминалось ранее, развёртка, т.е. регулярное мерцание – 50 или 100 раз в секунду всего экрана - угнетает сетчатку глаза. Доказано и проверено, что развёртка в 100 Гц несоизмеримо (десятикратно) менее вредна, нежели чем 50 Гц.
Доводилось слышать довольно странные рассуждения о том, что с малого расстояния якобы в большей степени заметно мерцание 50-герцовых ЭЛТ-телевизоров, однако физических причин формулировать данную проблему именно таким образом крайне мало. Хотя они и есть – на малых расстояниях оказывается задействованным большая часть периферического зрения, способного замечать развёртку. Но, на самом деле, главная проблема малого расстояния между зрителем и телевизором в том, что в поле зрения входит в основном только экранное изображение, раздражая 50 раз в секунду почти всю сетчатку глаза. Другими словами: 50Гц на малых расстояниях до экрана – это не столько заметная проблема, сколько проблема вреда для зрения.
Противопоказано смотреть телевизоры с 50-герцовой развёрткой с расстояния менее 3 диагоналей, а рекомендуется – вообще с 5 диагоналей. Из чего следует простое правило – не стоит покупать телевизор с развёрткой 50 Гц. Либо при его покупке – не смотрите его ближе 5 диагоналей, т.е., скажем, кухонный телевизор с диагональю 40 см не нужно смотреть ближе 2 метров, при соблюдении этого правила – критического вреда зрению он приносить не будет.
А что вообще из себя представляет развёртка, почему эта технология до сих пор используется в ЭЛТ-телевизорах, а необходимости использовать её в ЖК и плазменных панелях нет? Развёртка подобна нити в спицах вязальщицы. При помощи развёртки, один единственный лучик (на самом деле – три, по одному на каждый цвет) обходит с сумасшедшей скоростью последовательно все точки экрана, ряд за рядом, строка за строкой, причём проделывает это 50 или 100 раз в секунду, в зависимости от частоты развёртки, каждый раз пробегая целый кадр из 600 строк и 800 точек в каждой строке.
В плазменных панелях и ЖК-экранах изображение выводится совсем иначе. Каждая точка – это отдельный светящийся элемент, который меняет цвет и яркость, только тогда, когда в этой точке действительно меняется либо цвет, либо яркость, и в таких экранах нет никакой необходимости зажигать и тушить 50 раз в секунду каждую точку экрана. Кроме того в ЭЛТ-телевизорах, где весь экран формирует один лучик – сам кадр нестабилен. Стоит поднести магнит к аппарату, как магнитное поле станет отклонять и деформировать цветовые лучи внутри кинескопа, окрашивая и изгибая кадр. К тому же физическая сеточка экрана вообще ни при каких обстоятельствах не может совпасть со строками, которые формирует растровый лучик. Так что как таковых пикселей у ЭЛТ-монитора нет, они всегда размыты. И это тоже большой недостаток ЭЛТ-телевизоров. Хотя надо отдать должное этой технологии, в XX-ом веке с ней выросло не одно поколение телезрителей во всём мире.
Так или иначе, идея ЭЛТ – устарела. Кинескопы очень громоздки и опасны. И хотя случаи с самопроизвольным взрывом кинескопа, современной потребительской промышленностью уже практически полностью исключены, всё же, если, скажем, уронить ЭЛТ-телевизор, крупные осколки и рикошет от ударно-волнового импульса, возникающего из-за атмосферного давления, наполняющего за мгновения разгерметизировавшийся вакуум кинескопа, могут быть очень опасны. Тогда как, если мы уроним плазму или ЖК, то, увы, мы, конечно же, будем сожалеть об их безвременной утрате, но большого вреда это нам не принесёт, если конечно их не уронить на ногу. И кстати, и плазменные панели, и ЖК-экраны намного более ударо-стойки, чем ЭЛТ. Причём, ЭЛТ-экран от небольшого удара, может просто утратить резкость и чистоту цветов.
Кроме того, тогда как в ЭЛТ-телевизорах для развёртки используется напряжение около 50 000 Вольт, в ЖК и плазменных панелях нет необходимости в напряжениях более 100 Вольт. А большое напряжение ЭЛТ кроме прочего, ещё и создаёт сильные магнитные поля, о вредном излучении которых так много говорили в конце 90-х, и которых ЖК и плазменная панель не создают вовсе. Главный плюс ЭЛТ-телевизора - высокая и независимая от угла просмотра, яркость и цветность. Этим же замечательным качеством обладают и плазменные панели, не имеющие развёртки, однако они недолговечны и дороги. А вот про долговечность ЖК сказать что-то определённое трудно, поскольку ЖК-экраны, отработав с десяток лет, просто полностью морально устареют, так и не успев выгореть даже на четверть.

C) Качество звука. Искусственный звук несоизмеримо лучше, чем картинку, научились записывать, обрабатывать, передавать на расстояние и воспроизводить, так что Dolby DTS Surround 7.1 можно считать полностью Hi-End стандартом. Всё остальное, по сравнению с ним, разумеется, обладает недостатками. Однко, обычный слушатель в 95% случаев, без спец-эффектов, не отличит звук-5.1–7.1 от обычного стерео-сабвуфера. Так что стоит задуматься, нужен ли конкретно Вам звук-5.1–7.1 ? Просто вспомните, давно ли Вы в последний раз пользовались хотя бы эквалайзером? Если ответ на данный вопрос вызывает у Вас затруднение, Вас вполне может устроить стерео-сабвуфер. Однако, хотя звук 5.1–7.1 пока и не используется в телесигнале, огромное количество современных блок-бастеров снято со звуком-5.1 и при просмотре этих фильмов с оригинального диска, вполне можно насладится звуком, например, бегущего позади Вас всадника. А вот звук-7.1 пока используется лишь в немногочисленных HDTV-фильмах. Но всё же, если Вы собираетесь покупать телевизор со звуком Dolby DTS Surround, то навряд ли найдутся причины отказаться от звука 7.1 в пользу 5.1.

D) Меню и пульт дистанционного управления – вещи немаловажные. Однако, нельзя сказать, что у какого-то из производителей TV – меню сделано идеально. В этом вопросе, мнение почти у каждого своё. Хотя, с точки зрения статистики, многообразие меню можно разбить на несколько групп: совсем неудачные варианты (отсутствуют модули времени, теле-текста, эквалайзера, переключение каналов и громкость труднодоступны и неинтуитивны, меню непрозрачно и занимает большую часть экрана и т.п.), средненькое меню, и – хитовые варианты, когда оно включает максимальное количество опций и при этом интуитивно понятно и не громоздко, основные функции вынесены, как крупные кнопки, в меню есть возможность управления размером (в том числе уменьшения) картинки, мульти-канальное отображение (PiP\PaP, увеличивает стоимость аппарата) и т.п.
Пульт. Несколько замечаний можно сделать и о пульте. Хорошо, когда пульт лёгок, эргономично ложится в ладонь, не разваливается при лёгких ударах (просто откройте и закройте заднюю крышку отсека батарей – для этого должно потребоваться некоторое усилие, но опять же – не чрезмерное), когда он неугловат и безопасен для маленьких детей, оснащён сигнальным (отключаемым при необходимости) светодиодом или звуковым сигналом. Обратите внимание и на материал, из которого изготовлен пульт. Алюминиевый корпус намного быстрее пластмассового – царапается, стирается и деформируется. Резиновые выпуклые кнопки обладают менее чётким (чем плоские и жёсткие) срабатыванием при нажатии, больше подвержены механическому (ногти, падения) и химическому (косметика, частицы пищи, капельки сока, горячих или спиртных напитков) воздействию, хотя пожилым людям бывает удобно использовать именно мягкие и выпуклые резиновые кнопки. А вот плоская клавиатура, неброскостью своих кнопок, может так же обеспечить и дополнительную защиту от маленьких детей. Однако, какой бы плоской ни была клавиатура пульта – она обязательно должна обладать некими осязательными ориентирами (ямочками, выпуклыми точками и т.п.), которые позволяли бы без затруднения производить им необходимые манипуляции почти в полной темноте. Подсвечивающийся и подзаряжающийся от телевизора пульт так же может быть очень привлекательным дополнением к вашему аппарату.


E) Периферия. Возможность подключения множества различных устройства к телевизору – хорошее универсальное качество, и в сущности, чем больше форматов подключаемых устройств поддерживает аппарат – тем лучше. Хотя при наличии всех возможных разъёмов на задней панели, в них становится довольно сложно разобраться, так что решайте сами, какие типы разъёмов Вам были бы необходимы, а какие – напротив были бы лишними:
S-Video – универсальный видео-разъём (звук включён), обеспечивает хорошее качество картинки аналоговых форматов от DVD-плеера, видео-магнитофона, видео-камеры, цифрового фотоаппарата и пр. Цифровой формат не поддерживает.
RGB(3) – компонентный вход; видеоразъём (без звука), обеспечивает отличное качество картинки аналоговых форматов при больших длинах соединительных проводов.
DVI – поддерживает всё виды (в том числе цифровой) сигнала, универсальный компьютерный разъём.
SCART – универсальный видео-разъём (звук включён), обеспечивает отличное качество картинки и аналоговых и цифровых форматов. Длина провода ограничена 150 см (устаревает).
RCA mi / mo – входящий / исходящий моно-звук.
RCA(2) si / so – входящий / исходящий стерео-звук.
VGA – поддерживает только аналоговый компьютерный видео-сигнал без звука.




Подводя итоги, надо сделать маленькую ремарку о ценах,
В конечном счёте – выбор телевизора должен сводится к компромиссу, между решением трёх основных проблем искусственного изображения. Хотя, иногда, при покупке недорогих аппаратов (в прихожую, небольшую кухню, гараж или в машину), мы выбираем телевизор по набору опций в меню, громкости звука и компактности, поскольку качество картинки у них примерно одинаково неблестящее – на троечку с минусом (считая пятёркой - идеальное изображение реальной жизни). Такой вариант вполне может быть оправдан, особенно если телевизор используется лишь как третий лишний на не слишком утончённом свидании или как спутник домохозяйки. В этом случае слишком большой и качественный экран может быть даже вреден.



 
М. Большов