Ну что? Озаботились покупкой телевизора? И не знаете, как сделать свой выбор осознанно и обстоятельно? В таком случае эта статья для Вас. Давайте попробуем разобраться во всех, возникающих при этом, практических вопросах. Для начала, обратимся немного к истории. Вероятно, у многих может вызвать удивление тот факт, что в этом году современная цивилизация празднует 80-летие с момента начала выпуска первых телеприёмников (США, автор патента – российский эмигрант В. Зворыкин), а не далее, как через три года телевизор, т.е. сама идея движущейся электронной картинки, отметит свой 100-летний юбилей, с момента зарождения в Санкт-Петербургском технологическом институте. Кроме того, примерно в это же время, Россия планирует переход на цифровое вещание, так что стоит подумать и о том, что бы через несколько лет не столкнуться с необходимостью снова менять аппарат. А что же ещё произошло за эти 100 лет?
Количество составляющих элементов изображения, примерно, удесятерилось; как и в кино – телеизображение стал сопровождать звук; чёткость, яркость, цветность и способность к передаче движения на экране улучшились в несколько раз, достигнув некоего стабильного стандартного уровня, который принято теперь называть DVB (цифровой PAL). Однако, всё это ещё далеко от совершенства. И даже долгожданный формат HDTV, соответствующей идее Телевидения Высокой Чёткости, имеющей уже 20-летнюю историю, не решает всех вопросов идеально-качественного воспроизведения теле-транслируемого движущегося изображения. Слишком уж изощрённым инструментом (я имею ввиду человеческий глаз) наделила нас природа. Сейчас на рынке существует около 500 моделей крупных производителей, не считая Китая. Каждая 10-ая модель стандарта HDTV. Как же выбрать аппарат по душе из этого огромного множества предложений?
Задумаемся, какую цель мы преследуем, покупая телевизор? И какие задачи мы хотим при этом решить? Если, конечно, во главу угла не ставить моду на те или иные бренды, главной целью можно было бы назвать – приобретение устройства, наиболее полно и качественно выполняющего свою первичную функцию – способность доставлять нам визуальное удовольствие, поскольку телевизор – это окно в мир. И важно получить, при этом, в своё распоряжение актуальный, наименее медленно устаревающий многофункциональный прибор, защитив, при этом, в наиболее возможной степени своё здоровье от любых вредных воздействий, и в итоге не превысить хотя бы двойной, от заложенного на данную покупку, бюджет. Возможно ли это? Давайте попробуем разобраться.
Итак, и кино и видеоизображение – это окно в мир грёз, в мир, которого на самом деле нет в нашем помещении, в том месте, где установлен теле-аппарат. И желательно, чтобы это окно действительно погружало нас в некий мир. Давайте подумаем, что же для этого нужно? Может оказаться, что простое обладание случайно выбранным огромным и известным аппаратом, конкретно для вас, в вашей ситуации и не будет лучшим решением. Хотя, пожалуй, такой ход мысли можно считать вполне обоснованным – размер имеет значение, и при том, в большинстве случаев, вполне положительное. Однако, чтобы правильно выбрать телевизор, необходимо определиться с конкретной функцией, которую он будет выполнять; определить часть своего бюджета, с которой не жалко расстаться при его покупке, имея при этом ввиду, что узнав о телевизорах больше, вам и потратить захочется больше; и уж точно чего не следует делать – так это экономить на своём физическом и психическом здоровье.
Сразу оговоримся, что мы будем обсуждать 5 типов устройств, позволяющих воспроизводить телевизионную картинку:
I. ЭЛТ-телевизор (или CRT-телевизор) – Электронно-лучевая трубка (Cathode Ray Tube). В быту эти телевизоры мы привыкли называть обычными или кинескопными. Это самые классические недорогие телевизоры, имеющие при этом достаточно яркий экран, постепенно, но довольно медленно выгорающий. Основной недостаток – почти кубическая форма, занимающая значительное место, при том, что такие телевизоры не выпускаются с размером экрана по диагонали более 90 см. Кстати надо помнить, что видимый размер экрана у ЭЛТ-телевизора на 2–4 см (1–1.5 дюйма) меньше, чем заявляют производители, поскольку они указывают внешний размер колбы кинескопа, а не его видимой части. Глубина 90-сантиметрового телевизора будет не менее 60 см.
II. ЖК-телевизор (он же – LCD, он же – TFT) – Жидко-кристаллический (Liquid Crystal Display или Thin-Film Transistor). В быту их мы называем тонкие или плоские. Хотя последнее нельзя назвать удачным определением, поскольку плоским может быть и ЭЛТ-экран, в том смысле, что у него будет идеально плоская поверхность экрана, но при этом, он не станет компактным. Диагональ ЖК – до 180 см. Главный недостаток – зависимость яркости и цветности от угла обзора. Главные достоинства, помимо очень экономичного веса и размера – чёткость изображения, неизменно идеальная геометрия картинки и, что очень важно отсутствие всех вредных воздействий: нет угнетающей зрение развёртки, нет высокочастотного электромагнитного излучения.
III. Плазменная панель (он же – PDP – Plasma Display Panel). Это новый тип экрана, довольно дорогой, и не слишком долговечный. Но, если разобраться и оценить по достоинству все его преимущества – он стоит своих денег. Диагональ – до 270 см. Так же, как и ЖК – тонкий и не имеет вредной для глаз развёртки, при этом более динамичный и яркий чем ЖК, и, что ещё более важно, яркость от угла просмотра не зависит в принципе. В отличие от ЖК, плазма со временем выгорает, и даже быстрее чем ЭЛТ. Ещё из недостатков можно отметить высокое энергопотребление, заметную теплоотдачу, и как следствие – небольшой шум системы охлаждения. Обратите внимание, плазменные панели в большинстве своём продаются без встроенного TV-тюнера и звуковых колонок, обладая при этом достойно малым весом, но любой мало-мальски опытный продавец Вам обязательно порекомендует необходимое оборудование. Ну, либо же Вы сами, на свой вкус подоберёте звуковую систему и тюнер.
IV. Проекторы или видеопроекторы. Устройства – на подобие фильмоскопа, прикрепляемые к потолку или штативу. Изображение на экране имеет проекционную природу. Различают два подвида проекторов: DLP и LCD. Проекторы DLP-типа дают намного более чистую и контрастную картинку, однако обладают двумя недостатками: небольшой шум при работе и более значительный (снова эффект развёртки) вред для зрения, чем у LCD-проекторов. Диагональ экрана у дорогих профессиональных проекторов достигает 10–20 м. В широком потребительском секторе можно легко найти проекторы с документированной яркостью до 5 м по диагонали экрана.
V. Проекционные телевизоры – раз и навсегда смонтированный в единый монолитный стационарный блок проектор и экран. Может быть удобным из-за несоизмеримо меньшего числа сложностей в своём обслуживании, чем обычный проектор. Однако, используя проекционный телевизор, нельзя произвольно выбирать экран и его размер, как мы делаем это при использовании проектора. Надо добавить, что в проекционных телевизорах, помимо DLP и LCD-проекторв, устанавливают и обычную ЭЛТ-трубку, экран которой мы видим в увеличенном виде через систему внутренних зеркал. Диагональ проекционных аппаратов, как и у плазмы – до 270 см.
Для начала, нужно осознать, что телевизор, как и киноэкран, неизбежно обладает некоторыми недостатками, по сравнению с картиной реальной жизни:
1) Во-первых – изображение плоское. Объём, который воспринимает наше зрение, формирует воздушно-пространственная перспектива, заложенная в картинку. А для любой геометрической перспективы существует лишь одна единственная точка в пространстве, в которой исходная, 3-мерная сцена может быть восстановлена правильно. Точка, в которую подсознательно стремится голова зрителя для максимального сопереживания искусственной картине. И об этом мы поговорим чуть позже отдельно. Поэтому очень важно заранее определиться с местом для зрителей и местом установки телеэкрана, ну и, разумеется, с его размером и формой. Неплоский экран я бы советовал оставить в XX-ом веке, так что, говоря о форме, будем дальше иметь ввиду соотношение сторон экрана телевизора. Кроме того, за чистоту и остроту передачи тонкой воздушной перспективы отвечает главное средство отображения – яркостно-контрастностные характеристики экрана. Об этом читайте в следующем пункте.
2) Второе – диапазон световых отношений или контрастность – отношение максимального предела яркости к самым тёмным участкам экрана, к уровню чёрного. Этот диапазон (20–45дБ) намного ниже, чем в реальной жизни (до 100дБ), даже у самых дорогих телевизоров. Как же решать этот вопрос? Искать компромисс между финансовыми затратами и максимально достигаемой за их счёт контрастности и яркости. Кроме того, может быть полезно наличие в аппарате сенсорной яркости, что бы экран умел становиться более ярким в те моменты, когда в окно заглядывает бесконечно яркое весеннее или летнее солнце. Чтобы сориентироваться в том, что означают эти цифры, можно добавить, что: 10–15дБ – это яркостный диапазон старых советских телевизоров, а 30–40дБ – диапазон самых дорогих современных, в том числе и отечественных, моделей (речь о плазме). Так же обратите внимание, что 30 дБ – соответствует отношению яркостей 1000:1. Кроме того, сам по себе так же важен и уровень чёрного. Было бы досадно увидеть на своём экране, серо-светящимися – лацканы, изначально чёрного концертного фрака. Так что обратите внимание и на параметр уровня чёрного, измеряемого в канделах на метр квадратный, его значение не должно превышать одной Кд/м2.
3) Третье - искусственное изображение состоит из пикселей (сеточки), размеры которых таковы, что глаз в состоянии различать их на расстоянии, с которого картинка занимает приемлемую часть нашего зрения; а с расстояния, на котором мы перестаём видеть размеры пикселей, сама картинка становиться настолько маленькой, что уже не воспринимается так натурально, как задумывалась. Это касается не только телевизионной картинки, но так же и DVD и цифрового спутникового вещания. Хотя, последних, уже в меньшей степени, поскольку они могут иметь более высокое разрешение формата HDTV. Так что же нам делать? Выбирать телеприемник с повышенной разрешающей способностью, т.е. HDTV-стандарта, или хотя бы с чёткой передачей формирующих изображение пикселей, поскольку мутное изображение более вредно для зрения, нежели чем сетчатое, но чёткое.
Так же, помимо, описанных выше параметров экрана, есть ещё некоторые важные моменты, которые определяют качество аппарата, и которые могут быть дополнительными критериями при его выборе:
A) Формат принимаемого сигнала может быть либо только аналоговым, либо и аналоговым и цифровым. Многообразие аналоговых форматов сводится к трём возможным вариантам, о которых многие из Вас, наверняка, не раз уже слышали, а именно: SECAM, PAL и NTSC. В России, и почти на всей территории бывшего СССР, практически все телекомпании вещают в формате SECAM, хотя изредка местные региональные станции передают и PAL-сигнал. А вот почти вся Европа (кроме Франции), включая Украину и Прибалтику, а так же Арабский мир и Китай вещают в формате PAL; к тому же, многие видеоматериалы (какой-нибудь семейный праздник на Кипре) к Вам могут поступить в формате PAL. Так что, поддержка PAL-сигнала в вашем приёмнике может быть совсем не бесполезной. Третий формат - США, Южная Корея и Япония вещают, в пределах своих территорий, в формате NTSC, что наводит нас на два важных соображения: во-первых, в Дальне-Восточном федеральном округе может быть полезно наличие в телевизоре возможности принимать NTSC-сигнал; и второе, было бы крайне опрометчиво покупать в странах NTSC-вещателей неадаптированные телеприёмники. Цифровой формат фактически сводится к поддержке телевизором цифрового видео-формата Mpeg2, однако сейчас в мире широко используется три различных реализации этого формата, а именно: DVB, ATSC и iSDB, наличие которых очень желательно, при выборе телевизора с цифровым ресивером. DVB – Европейские и Российские цифровые каналы, ATSC – американские и корейские, iSDB – японские. А вот у китайцев свой, закрытый цифровой телеформат, так что ни они наших, ни мы их цифровых телеканалов смотреть не можем. Тоже самое касается и их легальных видео-дисков.
C) Качество звука. Искусственный звук несоизмеримо лучше, чем картинку, научились записывать, обрабатывать, передавать на расстояние и воспроизводить, так что Dolby DTS Surround 7.1 можно считать полностью Hi-End стандартом. Всё остальное, по сравнению с ним, разумеется, обладает недостатками. Однко, обычный слушатель в 95% случаев, без спец-эффектов, не отличит звук-5.1–7.1 от обычного стерео-сабвуфера. Так что стоит задуматься, нужен ли конкретно Вам звук-5.1–7.1 ? Просто вспомните, давно ли Вы в последний раз пользовались хотя бы эквалайзером? Если ответ на данный вопрос вызывает у Вас затруднение, Вас вполне может устроить стерео-сабвуфер. Однако, хотя звук 5.1–7.1 пока и не используется в телесигнале, огромное количество современных блок-бастеров снято со звуком-5.1 и при просмотре этих фильмов с оригинального диска, вполне можно насладится звуком, например, бегущего позади Вас всадника. А вот звук-7.1 пока используется лишь в немногочисленных HDTV-фильмах. Но всё же, если Вы собираетесь покупать телевизор со звуком Dolby DTS Surround, то навряд ли найдутся причины отказаться от звука 7.1 в пользу 5.1.